Иногда создается впечатление, что природа испытывает человека и все плоды его деятельности на прочность, и очень часто человек эту проверку не проходит. По разным причинам — из-за излишней самоуверенности, из-за халатности, а иногда просто из-за того, что стихия выходит за рамки ожиданий человека. Но чаще всего из-за всего и сразу. Именно так происходят катастрофы, подобные прорыву дамбы Баньцяо ночью 8 августа 1975 года.
Дамба Баньцяо: бессилие человека против стихии
Объект: Дамба Баньцяо (Banqiao dam), река Жухэ, уезд Биян, городской округ Чжумадянь, провинция Хэнань, Китайская Народная Республика.
Баньцяо — грунтовая дамба высотой 24,54 м и длиной 118 метров, построенная в 1952 году для защиты от наводнений, а позднее и для выработки электроэнергии.
Дата: 8 августа 1975 года, 1:00 местного времени.
Жертвы: по официальным данным, учитывающим только погибших непосредственно во время затопления — 26 000 жертв. С учетом погибших из-за голода и эпидемий, вызванных наводнением — от 171 000 до 230 000 жертв.
Причины разрушения дамбы
В случившейся катастрофе одинаково можно винить стихию и человека.
Со стихией все просто. С 30 июля по 6 августа 1975 года над Юго-Восточной Азией бушевал тропический тайфун (по международной классификации — супертайфун) Нина, который вызвал наводнение в нескольких провинциях Китая. Это наводнение было очень серьезным — подобные по масштабу бедствия происходят не чаще раза в 2000 лет. Однако дамба Баньцяо была рассчитана на паводки, которые случаются примерно раз в 1000 лет, и сопровождаются выпадением до 306 мм осадков в сутки.
А с человеком все несколько сложнее и запутаннее. Еще при строительстве дамбы были допущены грубые ошибки, и она «поползла», покрылась трещинами и грозила обрушиться и безо всякого наводнения (все-таки, это была грунтовая дамба). Но на помощь китайским товарищам приехали советские инженеры, и все исправили — дамба была дополнена стальными конструкциями, и стала считаться едва ли не самой надежной плотиной во всей Поднебесной.
Однако была и другая проблема — недостаточное количество водоспусков. Изначально их было запланировано 12, но в целях экономии построено только 5 из них. Ведь и проектировщики, и высшее руководство КНР считало, что в ближайшую тысячу лет вряд ли произойдет «двухтысячелетнее» или даже более сильное наводнение. Единственным несогласным был инженер-гидролог Чень Син — он многократно и публично высказывал опасение по поводу безопасности дамбы Баньцяо, и открыто критиковал решение о сокращении водостоков. Но Сина никто не слушал, он подвергся критике и был только обвинен в желании растратить китайские народные деньги, а затем и вовсе отстранен от работы (но после катастрофы был приглашен для проведения восстановительных работ).
Интересно, что решение об отказе от «лишних» водоспусков оказалось таким выгодным для китайского народа, что оно распространилось и на остальные строившиеся на Жухэ дамбы. Это тоже сыграло свою роль в развитии катастрофы: будь их пропускная способность выше, они, может, и устояли бы под напором стихии.
Были причины и другого плана. Во-первых, метеослужбы не могли предсказать, что стране грозит такое мощное наводнение, а значит, народ и армия не могли в достаточной мере подготовиться к возможным последствиям. Во-вторых, еще 6 августа 1975 года руководство дамбы хотело открыть водоспуски, но высшее руководство запретило это делать (так как территории ниже по течению уже были подтоплены), а затем связь с дамбой вовсе прервалась, и приказ об открытии водоспусков просто не дошел до адресата. А когда руководство станции на свой страх и риск все-таки решило открыть водоспуски, то сделать этого не получилось — к тому времени они практически полностью были занесены илом, и вода не уходила.
Решающее значение имел прорыв дамбы Шиманьтань, расположенной выше по течению — вода быстро достигла дамбы Баньцяо, и за несколько мгновений ее не стало.
Хронология событий
Точкой отсчета катастрофы можно считать 30 июля 1975 года, когда на Китай обрушился супертайфун Нина — он бушевал до 6 августа, но и после ослабления тайфуна на землю проливались ливневые дожди, началось наводнение.
6 августа. Был зафиксирован рекорд количества осадков — за час с неба на землю выпало 160 мм осадков, а за весь день осадки достигли уровня 1631 мм. Масштабы стихии просто поражают, ведь в норме количество осадков в данном регионе не превышает 800 мм в год! Рекордные осадки заставили руководство дамбы Баньцяо задуматься о начале слива лишней воды через водоспуски — в вышестоящую инстанцию был отправлен соответствующий запрос, однако положительного решения добиться не удалось. Все дело в том, что ниже по течению уже шло подтопление, и сброс воды с Баньцяо грозил наводнением.
7 августа, утро. Руководству дамбы было отправлено сообщение о разрешении открытия водоспусков, однако оно не дошло до адресата — причиной тому стало разрушение линий связи.
7 августа, 19:30. В дамбе образовалась первая трещина. Руководство дамбы не знало о разрешении открыть водоспуски, поэтому такое решение принималось самостоятельно на свой страх и риск. Однако было уже поздно: водоспуски заилились, и они перестали выполнять свои функции.
8 августа 00:20. Командир расположенной рядом военной части принял единственно верное в данной ситуации решение — нанести по дамбе авиаудар и предотвратить дальнейшее накопление воды в водохранилище. Для согласования удара был отправлен запрос в вышестоящую инстанцию.
00:30. Не выдержав напора, разрушилась расположенная выше по течению дамба Шиманьтань, вода хлынула вниз по течению. Интересно, что эта дамба была рассчитана на наводнения, которые происходят не чаще раза в 500 лет, однако ее конструкция оказалась довольно прочной, и выдержала более чем двукратное превышение уровня воды.
1:00. Волна от дамбы Шиманьтань достигла дамбы Баньцяо, перелилась через ее гребень, и через несколько секунд разрушила ее. В результате прорыва плотины образовалась волна высотой до 7 метров, которая двинулась вниз по течению со скоростью 50 — 55 км/ч. За дамбой Баньцяо расположена равнинная местность, поэтому волна разлилась на ширину до 10, а в некоторых местах и до 15 км.
Примерно за час волна, сокрушающая на своем пути дома, дороги и коммуникации, убивающая людей и скот, прошла путь почти в 55 км, полностью затопив равнину, и разрушив по пути еще множество дамб, которые должны были защитить от наводнений. Те, кто выжил этой ночью, утром увидели разоренный край, покрытый слоем ила и грязи, с появившимися ниоткуда озерами, и развалинами домов...
Последствия
В результате прорыва дамбы была полностью затоплена территория на расстоянии до 55 км от дамбы и шириной до 15 км. Вода двигалась вниз по течению реки Жухэ, по пути разрушив еще 60 дамб, и в итоге всего за несколько часов было прорвано 62 плотины (Баньцяо была самой крупной из них).
Волна разрушила множество населенных пунктов, многие деревни были буквально стерты с лица Земли вместе со всеми жителями. Колоссальный ущерб был нанесен коммуникациям и путям сообщений — это вызвало дезорганизацию и создало серьезные трудности для оказания помощи пострадавшим районом. Отсутствие дорог затрудняло подвоз продовольствия, и во многих затопленных регионах еще через полторы-две недели после катастрофы помощь оказывалась только с самолетов и вертолетов. Крупнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали этого региона бездействовали две-три недели после наводнения, а небольшие дороги оставались нерасчищенными на протяжении месяцев.
Из-за наводнения, отсутствия квалифицированной помощи и разрушений складов продовольствия начался голод, а за ним пришли и эпидемии — именно они стали главной причиной гибели людей в последующий после наводнения период.
В течение первого часа после прорыва дамбы вода унесла жизни 26 000 человек — такое количество жертв обусловлено временем катастрофы (в час-два ночи люди мирно спали в своих домах) и тем, что жители из-за обрыва коммуникаций просто не были предупреждены о возможной опасности. Интересно, что многие люди были буквально вымыты из своих деревень и поселков, но остались живы, и в течение последующих дней и недель вернулись в свои дома.
Волна смыла порядка 300 000 голов скота, а также затопила огромные территории сельскохозяйственных земель. Это нанесло колоссальный ущерб экономике региона.
Современное положение
Долгое время после катастрофы Баньцяо и другие разрушенные дамбы на реке Жухэ напоминали о себе возвышавшимися на берегах гребнями. Восстановительные работы начались не скоро, а дамба Баньцяо была заново построена и введена в строй только в 1993 году. Сейчас она нормально выполняет свои функции.
Аналогичные происшествия
Разрушение плотин и другие происшествия на гидротехнических сооружениях — пожалуй, один из самых распространенных типов катастроф, и о многих из них мы уже неоднократно писали. Однако в контексте рассказа о разрушении дамбы Баньцяо особый интерес представляют еще два подобных происшествия.
Первое из них — произошедшее 5 июня 1976 года разрушение грунтовой плотины Тетон, штат Айдахо, США. Дамба высотой 94 метра разрушилась при первом наполнении, и вода затопила большую территорию. Однако благодаря своевременной эвакуации жертвами воды стали 11 (по некоторым источникам — 14) человек и 13 000 голов скота. Причиной разрушения стала повышенная фильтрация воды через породы, лежащие в основании дамбы, которая переросла в неконтролируемый размыв. По финансовым соображениям дамбу было решено не восстанавливать.
Второй инцидент произошел относительно недавно — в 2005 году — в Пакистане, на плотине Шакидор, река Шади. Из-за ливневых дождей водохранилище переполнилось, и вода перелилась через гребень плотины, вызвав серьезные подтопления. В результате погибло 54 человека, около 80 человек получили ранения.
Однако ни один из прорыв дамбы не может сравниться с разрушением Баньцяо по количеству жертв и разрушений, хотя это и неудивительно — катастрофа произошла в густонаселенном районе Китая, и масштабы этой катастрофы были просто ужасающими.
Медиа
Компьютерная модель разрушения дамбы Баньцяо: